НАША АНКЕТА
Во весь рост!

1. Ваше самоощущение в современном обществе?
2. Вам как писателю в первую очередь хочется высказаться или – создать произведение искусства (хотя, вроде бы, важно и то, и другое)?
3. Свыше получает, читателю передает – таким было всегда представление о писателе. Насколько утратил сегодня писатель своё сакральное значение? Нет ли у вас ощущения, что современный литературный процесс уже не является своего рода общегражданским форумом? Какова перспектива у коммерческой литературы, доверившейся ощущению, что «Бог умер» даже не в религиозном, а в общефилософском значении этого ницшеанского образа современного мира?
4. У нас теперь появились «фабрики звезд», в том числе, в литературе, и, скажем так, талант перестал быть главным компонентом на пути к славе. Мечтаете ли вы, противостоящий медийным фабрикам кустарь-одиночка, о славе? Или все-таки – «нас мало избранных»?
5. Каковы ваша самая горячая мысль и ваше самое тревожное обращение к современному читателю?
6. Мы живем в новом тысячелетии, после многих революций и связанных с ними катастроф, после двух коренных ломок общественного строя, причем вторая предполагает полный отказ от христианских норм жизни, а, следовательно, коренным образом меняет наш национальный менталитет. Возможна ли в современной литературе связь с литературой прошлых эпох? Какие книги из прошлого, включая ХХ век, могу быть актуальны сегодня и почему?
7. Какого вопроса вы от нас не дождались и что бы вы на этот вопрос ответили?

Ответ не должен превышать 12 000 знаков (одна газетная полоса). Если будут предложения по содержанию вопросов рубрики, мы будем рады принять их.

Юрий Леонов: СТРОЮ КОРАБЛЬ

1. Чувствую себя так , словно невзначай попал в другую страну , где все вывернуто наизнанку : вместо отечества - полигон , на котором отрабатываются заморские технологии , вместо совести - выгода , вместо песен - шлягеры ...

2. И все же не бросаю писать . Да , хочется высказаться в противовес той чернухе , которую плодит не только телевидение . Хочется напомнить землякам , что есть среди нас еще не мало тех , кому не все равно , куда мы идем , вернее , куда нас тащат .

3. Когда еду в метро , ревниво поглядываю по сторонам : что читают . Все тех же Донцовых и Акуниных - реже , чаще - серьезную литературу , и это обнадеживает . У коммерческой литературы век не долог . Да и не для потомков она пишется , а «на потребу» .

Современный русский писатель в своем большинстве напоминает мне человека , который строит корабль в пустыне в надежде , что сюда придет большая вода .

Сижу в своем загородном доме , куда судьба забросила сорок лет назад , - смолю последние швы в обшивке корабля . Могу лишь надеяться , что он во благо сослужит службу людям . Но поплывет ли - Бог весть . Однако работу не оставляю , как тысячи собратьев по перу - корабелов . Целая армада , готовая послужить Отчизне , ждет приливной волны . Где она , за каким горизонтом ?

Кому - то повезло - нашел спонсора . Но сколько поклонов надо отбить ему , чтобы созрел до финансирования издания ? И когда вижу на последних страницах вышедшей книги длинный список «вкладчиков» , которых автор благодарит за . помощь в выпуске своего детища , то пытаюсь представить , где еще писатели ходят как погорельцы с «шапкой по кругу» и не могу тотчас представить такую страну . Неужели мы самые бедные на свете ?

4. Фабрика , как ни крути , - поточное производство , а талант - категория штучная . И при том - где фабрика , там фабриканты . Не те , колоссы , на плечах которых стояла когда - то Россия , а нынешние продюсеры , которых в большинстве своем вместе с их «звездами» я бы назвал « полуфабрикантами» , ибо мелко плавают , не тот размах . Пока это полупродукт из разряда культуры , как и многие из тех , кто пишет на потребу дня .

В литературе же нынешней более прижился термин «раскрученный писатель» . Зачастую до того раскрученный , что голова у человека идет кругом , и под визги рекламы теряет автор истинную самооценку и рвется в гении .

О славе не мечтаю - капризная это птица .

5. Нельзя предавать наше прошлое , как нельзя быть Павликами Морозовыми . Все было в минувших веках - читаю Карамзина - вся страна - по колено в крови . Но выстояла Русь наперекор всем недругам , которых и сейчас немало . Так как же можно налегке уступать то , что отстояли жизнями миллионов ? А ведь отдаем , по крупицам , но отдаем . Распродаем Отечество по крохам .

6. Как нет ребенка без отца и матери , так нет писателей нынешних без предшественников . На их плечах стоим , их поддержки ищем в трудную минуту . И не только у Пушкина и Толстого , Чехова и Есенина , но и у того полузабытого поэта , по - моему Надсона , который написал когда - то горькие строки :

И до нас были в жизни витии ,

Да не сделали пользы пером .

Дураков не убавим в России ,

А на умных тоску наведем .

Уж какая там поддержка - скорее призыв к отказу от творчества . Однако задуматься заставляет . Неужто все сказано и добавить к классикам нечего ? Но жизнь - то не стоит на месте . И как же ей жить безголосой ?..

Вот и библиотеки , по слухам , уже не берут книги в дар - не куда ставить их . Так что же , пора делать ревизию ? И то , что не пользуется спросом , - на свалку ?..

Но ведь когда - то отправляли туда и Платонова , и Зощенко , и много иных «непригодных» ... Однако есть и иной путь - дать новую жизнь книгохранилищам , расширить их площади , предоставить достойную зарплату библиотекарям .

Вот и наш президент наконец - то признал приоритет экологической безопасности над текущими проблемами экономики . Но разве духовная культура , духовное здоровье нации и ее выразитель - литература не достойны такой же оценки ?

7...


Комментариев:

Вернуться на главную